Параметризм: новый глобальный стиль в дизайне и искусстве

Последние 20 лет в глобальной архитектуре можно смело называть эпохой параметризма, пришедшая на смену модернизму. Это передовое направление возникло на пересечении архитектуры, скульптуры, биологии, математики и компьютерных технологий Он давно уже вышел за рамки авангарда, став масштабным и беспрецедентным явлением в архитектуре современных городов, в промышленном дизайне, в дизайне интерьеров и мебели.


Galaxy Soho building in central Beijing, Zaha Hadid Architects

Главными идеологами этого направления стали архитекторы с мировыми именами : Заха Хадид и Патрик Шумахер и их бюро Zaha Hadid Architects, Шигер Бан, Сантьяго Клатрава, Юрген Херманн Майер и другие. Сам термин «параметризм» впервые использовал Патрик Шумахер в 2008 году своему докладу «Манифест параметризма». Он и сформулировал его принципы: «Делайте сочленение, увеличивайте, уменьшайте, разносите территориально, искривляйте, повторяйте, используйте кривые линии, изгибы, изобретайте элементы, делайте оригинал, а не копию». Эти принципы очень похожи на то, почему следовал в своем творчестве Антонио Гауди.


Metropol Parasol: The World's Largest Wooden Structure Created By Jürgen Mayer-Hermann

Развитие компьютерных технологий и увеличение вычислительных мощностей компьютеров открывают огромные возможности для дальнейшего развития параметрического дизайна. С их помощью архитекторы, дизайнеры, скульпторы и художники получают больше свободы в создании сложных форм.


Heydar Aliyev Center / Zaha Hadid Architects

«Алгоритмический дизайн», «цифровое проектирование», как еще называют параметрический дизайн, не должно восприниматься как нечто чужое природе, или противоречащее живым существам. Напротив, именно благодаря компьютерам стало возможным создавать формы максимально приближенные к компьютеру. тех, что мы привыкли наблюдать в природе


Узор потрескавшейся почвы, рисунок кристаллов льда или прожилки. зеленого листа, эти, казалось бы, простые вещи на самом деле – результат сложных многофакторных процессов.

Один из способов описать эти процессы предложил украинский математик Георгий Вороной. Его метод известен как диаграмма вороного или мозаика вороного. Матетическим языком он звучит так:


Для конечного множества точек диаграмма Вороного представляет такое разбиение пространства или плоскости, при котором каждая область этого разбиения. образует множество точек, более близких к одному из элементов множественного числа, чем к любому другому. элемента множества.

Понять этот принцип поможет обычный бытовой пример:

Пусть есть карта города, на котором точками обозначены почтовые отделения. Человек хочет отправить письмо, и он пойдет на ближайшую почту. Ей интересно знать, какое отделение ближе, для любого пункта города – необходимость отправить письмо может наступать неожиданно. Для этого он может взять карту и разложить ее на ячейки так, чтобы внутри каждого блока находилось только одно отделение, а для всех остальных точек ячейки именно эта почта будет ближайшей. Получена картинка и будет диаграммой Вороного для точек-почтов.

Метод Вороного был усовершенствован Борисом Делоне, который ввел понятие триангуляции. При помощи триангуляции Делоне можно обрисовать фактически хоть какой «естественный» метод. Мощность современных компьютеров уже достаточна для использования так называемых генетических алгоритмов миллионами возможных комбинаций параметров. Результаты этих вычислений и алгоритмов скорее напоминают нерукотворные творения природы.

Civil Court for Madrid from Zaha Hadid

Jockey Club Innovation Tower of the Hong Kong Polytechnic University, Zaha Hadid Museum of Tomorrow by Santiago Calatrava in Rio de Janeiro


Эстетика параметризма проникла и в современные интерьеры. Плавные линии, изогнутые геометрические паттерны создают ощущение сюрреализма. Стены и потолки перестают быть плоскими и статическими. Они открывают портал в другие измерения, обнажая кривизну пространства и времени, в которых мы живем.

Blitz Music Club by Studio Knack And Simon Vorhammer

Office in Dnipro city, Ukraine by Kate Kuzmenko Auriga restaurant by Sanjay Puri Architects

P-Wall (2009) by Matsys

Guangzhou Opera House, 2010, Guangzhou / China by Zaha Hadid
Hookah Bar Nargile by KMAN Studio

Rest hole in the University of Seoul / UTAA